Главная Блог Цифровая трансформация бизнеса в 2024 году
Последнее обновление: 05 сентября 2024 года

Цифровая трансформация бизнеса в 2024 году

Время прочтения: 7 мин.

Цифровая трансформация бизнеса — один из трендов последних лет, затронувший практически все сферы экономики. Благодаря внедрению современных решений компании совершенствуют свои бизнес-процессы, подходы и стратегии, адаптируя их под актуальные реалии.

В этой статье разберем, что такое цифровая трансформация, зачем она нужна, а также как она внедряется на примере кейсов российских компаний.

Советы и кейсы экспертов рекламного рынка на НРФ
Узнайте, как управлять бизнес-процессами и коммуникациями от экспертов рекламного рынка.
13-15 ноября
Москва, Кинотеатр
Каро 11 Октябрь

Что такое цифровая трансформация

Цифровая трансформация — это процесс внедрения digital-технологий с целью модернизации и оптимизации работы предприятия, предполагающий глубокое изменение или полную замену устаревших бизнес-процессов.

В качестве примера технологий, использующихся для цифровизации бизнеса и компании, можно привести:

  • роботизированная автоматизация процессов (RPA) — программные боты для автоматизации бизнес-процессов;
  • виртуальные помощники — программные инструменты для общения с клиентами и обработки запросов;
  • искусственный интеллект (ИИ) — технологии для повышения эффективности бизнес-процессов;
  • электронный документооборот — автоматизация работы с документами;
  • цифровизация HR-процессов — использование технологий для найма, оценки, обучения и развития персонала.

Принципы цифровой трансформации бизнеса

Внедряя современные цифровые технологии для оптимизации бизнес-модели, важно придерживаться 4 принципов, чтобы добиться поставленных целей и получить положительный результат:

  • Технологичность: цифровая трансформация бизнеса — это внедрение и использование новейших ИТ-решений. Если компания занялась модернизацией, то нужно придерживаться комплексного подхода и использовать свежие технологии на всех уровнях организации. Предприниматели должны быть открытыми к нововведениям и постоянно отслеживать появление более продвинутых и эффективных решений
  • Ориентация на клиента: это один из трендов цифровой трансформации бизнеса. Компания с помощью новых ИТ-решений должна вести постоянный сбор и анализ клиентских данных для создания персонализированных предложений, улучшения качества обслуживания;
  • Инновационность: данный принцип предполагает, что цифровая трансформация бизнес-процессов — это не разовое обновление стека технологий, а новый подход к развитию. Компании, которые постоянно ищут и внедряют новые методы и решения, повышают конкурентоспособность на рынке и имеют отличные долгосрочные перспективы;
  • Адаптивность: стратегия цифровой трансформации должна быть гибкой и готовой к новым трендам и вызовам рынка. Ценность адаптивности заключается в том, что она позволяет сохранять конкурентоспособность и устойчивый рост бизнеса в условиях постоянного развития окружающей среды. Необходима гибкая организационная структура и корпоративная культура, снижающие сопротивление при внедрении инновационных решений.

Что дает цифровая трансформация

Несмотря на необходимость больших инвестиций, цифровизация бизнеса дает массу преимуществ:
повышение эффективности рабочих процессов и, соответственно, производительности;

  • сокращение времени на выполнение задач;
  • увеличение оборота и расширение географических границ бизнеса;
  • повышение качества обслуживания клиентов;
  • возможность быстрого сбора и анализа больших объемов данных;
  • улучшение коммуникации внутри компании.

Примеры цифровизации бизнес-процессов

Российский бизнес активно внедряет новые технологии для решения различных задач. Ниже мы рассмотрели методы и результаты цифровизации компаний из разных ниш.

Пример 1: Группа «Самолет»

Группа компаний «Самолет» — одна из крупнейших строительных компаний интегрировала в бизнес-процессы инновационный модуль снабжения, который работает по принцип маркетплейса, и платформу для передачи электронной документации. Благодаря им предприятие автоматизировало закупки и оцифровало документооборот. В результате время обработки заказов на доставку стройматериалов снизилось в 2 раза, а проблема коррупции была исключена.

цифровая трансформация бизнеса - фото

Пример 2: ПАО «Магнит»

Сегодня компания массово устанавливает в своих торговых точках кассы самообслуживания, что позволяет в разы повысить пропускную способность магазинов и сократить расходы на кассиров. Стоит отметить, что в 2023 году около 30% клиентов активно пользовались КСО, и в 2024 году данное значение продолжает расти.

цифровизация бизнеса - фото

Пример 3: Компания MedVR

ИТ-компания разрабатывает продвинутые VR-решения для симуляционной и практической медицины, которые можно использовать для обучения студентов вузов и повышения эффективности врачей.

цифровая трансформация бизнес процессов - фото

Тренды цифровой трансформации бизнеса

Теперь поговорим о ключевых трендах цифровизации бизнес-процессов, актуальных в 2024 году.

Тренд 1: Искусственный интеллект и машинное обучение

Многие компании не могут удовлетворить потребности в персонале из-за дефицита квалифицированных кадров. На это влияют различные факторы, включая демографическую яму «девяностых», стремительный рост отдельных отраслей и отток ИТ-специалистов за рубеж. Кадровый голод в РФ в 2023 году оценивается РАН в 4,8 млн человек.

С помощью ИИ можно частично закрыть эти потребности. Искусственный интеллект способен обслуживать клиентов, писать код, генерировать различный контент, анализировать данные и т.д.

Используя ИИ, бизнес повышает эффективность сотрудников, снижая рутинность задач за счет автоматизации различных процессов. Поэтому объем инвестиций в сферу машинного обучения с каждым годом растет.

Тренд 2: Устойчивое развитие и экологичность

Экологическая ответственность — еще один распространенный тренд цифровой трансформации. Компании внедряют «зеленые» технологии для сокращения углеродного следа и минимизации вреда для природы. Благодаря таким решениям бренды улучшают имидж и открывают доступ к новым партнерским возможностям.

Тренд 3: Локализация производства

Уход иностранных компаний с отечественного рынка показал ненадежность импортных решений. Поэтому сегодня российские ИТ-компании активно занимаются созданием аналогов различных сервисов и ПО, чтобы повысить технологическую безопасность России и решить проблему с доступностью ИТ.

Тренд 4: Развитие e-commerce и онлайн-торговли

Объем онлайн-торговли стабильно растет. Клиенты все чаще выбирают интернет-магазины и сервисы доставки вместо посещения офлайн-точек. Так, в 2023 году около 56% покупок было сделано через интернет. Поэтому каждой компании стоит выйти в интернет и предоставить клиентам возможность удаленно оплачивать товары и услуги.

Тренд 5: Персонализация и индивидуальный подход

Гиперперсонализация с помощью технологий анализа и искусственного интеллекта — еще один фактор успеха компании. Если бизнес может предоставить уникальный опыт и индивидуальные предложения в тот момент, когда покупатель нуждается в них, то он гарантированно выиграет в борьбе за внимание потребителя.

Тренд 6: Использование технологии blockchain

Блокчейн — технология распределенного реестра для хранения данных. Она используется для ведения верифицированной регистрации операций и применяется в различных сферах бизнеса. Среди них:

  • финансы — моментальные покупки с использованием криптовалюты, DeFi-кредитование и т.д. без привязки к традиционным платежным системам;
  • недвижимость — обеспечение прозрачности листинга и контроля, обеспечение безопасности документации путем создания NFT с уникальными номерами, позволяющими проверить подлинность документа;
  • страхование — упрощение документооборота, борьба с мошенничеством.

Блокчейн — это больше, чем просто платформа для обмена криптовалютой (например, Биткоином). На его базе можно реализовать различные решения — от децентрализованного и анонимного голосования до распределенного реестра для хранения документации.

Тренд 7: Развитие инноваций и стартапов

Для управления цифровой трансформацией и развития новых технологий необходимы большие инвестиции в стартапы, которые способны расширить возможности бизнеса. В России этому уделяется особое внимание. Власти и крупные компании вкладывают деньги в строительство технопарков, бизнес-инкубаторов, создают венчурные фонды для инвестирования в стартапы и т.д. Например, по программе Sber500 предприниматели с инновационными идеями получили более 3 200 000 000 рублей.

Заключение

Цифровая трансформация стала ключевым фактором успеха для многих компаний в 2024 году. Она позволила сократить операционные затраты, повысить эффективность работы и улучшить финансовые показатели, сохранив конкурентоспособность на рынке.

Автор: Роман Савченко
Marketing team lead
Советы и кейсы экспертов рекламного рынка на НРФ
Наши спикеры на конкретных кейсах и личном опыте расскажут, как эффективно управлять важными бизнес-процессами и коммуникациями. Только актуальная информация и современные решения.
13-15 ноября
Москва, Кинотеатр
Каро 11 Октябрь
Читайте также:
НРФ Регионы
на Неделе HR и рекламы
16-20 сентября, Екатеринбург