Главная Блог Нетворкинг: правила установления полезных связей в бизнесе
Последнее обновление: 12 июля 2024 года

Нетворкинг (networking): правила установления полезных связей в бизнесе

Время прочтения: 10 мин.

Успех любой бизнес-деятельности зависит не только от финансовых показателей, но и наличия деловых связей, предоставляющих дополнительные возможности для развития как самой организации, так и карьеры отдельной персоны.

В этой статье поговорим о том, что такое нетворкинг и как правильно заводить нужные знакомства, а также порекомендуем, какие книги стоит изучить, чтобы разобраться в теме.

Советы и кейсы экспертов рекламного рынка на НРФ
Узнайте, как управлять бизнес-процессами и коммуникациями от экспертов рекламного рынка.
13-15 ноября
Москва, Кинотеатр
Каро 11 Октябрь

Что такое нетворкинг простыми словами

Нетворкинг (англ. networking) — это процесс установления полезных связей в деловой сфере с целью обмена интересными мыслями и новаторскими идеями, а также контактами для последующего взаимовыгодного сотрудничества.

Нетворкинг основан на теории шести рукопожатий, согласно которой каждый из нас опосредованно знаком с любым другим человеком на планете через цепочку общих знакомых, состоящую в среднем из шести человек.

нетворкинг - фото

Заводя полезные связи, молодые специалисты получают новые знания и работу в крупных компаниях, а бизнесмены — партнеров, клиентов и инвестиции.

Пример нетворкинга

Рассмотрим самый тривиальный пример нетворкинга. Художник нарисовал арт для компании N. Его увидел представитель компании M и поинтересовался, кто его создал. Организация N дает М контакты художника, и тот получает новый заказ от М, либо начинает с ней тесно сотрудничать.

Польза нетворкинга

Рассмотрим более подробно, чем может быть полезен нетворкинг.

Расширение круга общения

Основная польза нетворкинга — знакомство с ценными экспертами, руководителями компаний, а также другими важными представителями отрасли, которые всегда смогут порекомендовать вашу персону как бизнес-партнера, либо как сотрудника.

Получение доступа к экспертной информации, ресурсам и возможностям

В процессе нетворкинга нередко удается выстроить общение с теми, кто имеет доступ к закрытой информации, которая будет полезна при планировании и принятии серьезных решений.

Формируя доверительные отношения и налаживая контакты с такими людьми, появляется возможность получить преимущество перед конкурентами и минимизировать возможные риски.

Возможность найти квалифицированных сотрудников в штат

Установление деловых связей помогает и с поиском квалифицированных сотрудников. Согласно практике, подавляющее большинство вакансий закрываются благодаря знакомым, поскольку при подборе персонала их рекомендациям отдается преимущество перед соискателями с различных сайтов.

Получение советов от специалистов с опытом

Познакомившись с экспертом во время нетворкинга, можно напрямую задать ему интересующие вопросы и получить персональные рекомендации и советы из первых рук.

Мотивация к профессиональному росту

Окружение влияет на человека, поэтому выстраивая контакты с успешными людьми, можно научиться у них чему-то новому, перенять опыт и в целом мотивировать себя к развитию.

нетворкинг знакомства - фото

Виды нетворкинга

Существует несколько видов нетворкинга, объединить которые можно в следующие 3 группы.

По цели общения

В этой группе выделяют 2 вида нетворкинга:

  • личный — установление контактов для повседневных целей (например, поиск друзей);
  • деловой — поиск контактов для развития компании и обмена бизнес-опытом.

По модели поведения

С точки зрения модели поведения субъектов коммуникации нетворкинг разделяют на:

  • позитивный, когда все участники стремятся быть полезными друг для друга и выстраивают крепкие и длительные отношения, основанные не только на личной выгоде;
  • негативный, когда человек использует знакомства для достижения исключительно собственных целей и не предлагает что-либо взамен;
  • смешанный — это наиболее распространенный подход в профессиональном нетворкинге. Люди действуют по принципу «ты — мне, я — тебе».

По способу общения

К этой группе относятся следующие виды нетворкинга:

  • оффлайн — живые знакомства на конференциях, выставках, конкурсах и так далее;
  • онлайн — дистанционное общение в интернете (на форумах, в соцсетях).

Где и как заводить полезные знакомства

Главное правило нетворкинга — активность, поэтому, если вы собираетесь завести полезные контакты, то необходимо участвовать в различных мероприятиях.

Оффлайн-установление деловых связей

Конечно же, для установления деловых связей лучше всего прибегать к живому общению. В этом случае рекомендуется посещать следующие площадки:

  • профильные конкурсы, форумы, выставки и иные подобные мероприятия, привлекающие множество экспертов из конкретной ниши, которые могут быть полезными. Кстати, многие такие события включают в свою программу специализированные нетворкинг-сессии, тщательно продуманные и организованные;
  • коворкинги и другие свободные пространства для работы, где регулярно проводятся мероприятия со свободным входом, на которых можно презентовать свои профессиональные навыки и узнать о других людях;
  • обучающие курсы и тренинги, преподавателями и спикерами которых часто выступают руководители и ведущие специалисты крупных компаний. На курсах есть возможность зарекомендовать себя и получить стажировку, а затем — и работу. Чтобы завести знакомства, стоит активно взаимодействовать с ее участниками, проявлять инициативу и качественно выполнять задания.

как заводить полезные бизнес-знакомства - фото

Онлайн-установление полезных бизнес-связей

Среди онлайн-площадок, где также можно заводить полезные бизнес-знакомства, стоит выделить:

  • профессиональные чаты и форумы, а также различные онлайн-платформы, на которых эксперты делятся опытом и заводят знакомства (например, se.guru для SEO-специалистов, вебмастеров и интернет-маркетологов);
  • онлайн-конференции и вебинары также подходят для нетворкинг-знакомств, хотя общаться на них сложнее. Специалисты рекомендуют обращать внимание на события, на которых запланированы не только выступления экспертов, но и «круглые столы», открытые обсуждения проблем и так далее;
  • профильные сообщества в соцсетях и мессенджерах, являющихся на сегодняшний день аналогами форумов в которых происходят постоянные обсуждения различных тематических вопросов. К примеру, для маркетологов это чат про СММ в России, PPC chat и так далее. Преимуществом нетворкинга на этих платформах является возможность простого получения контактов. Все что нужно чтобы начать диалог — это открыть профиль и написать человеку в «личку».

Правила эффективного нетворкинга

Перед тем как заводить полезные знакомства, стоит запомнить 7 важных правил. Соблюдая их, вы повысите шанс наладить крепкие и долгосрочные отношения с другим человеком.

Правило №1: Определите цель посещения мероприятия и не тратьте время на тех, кто этой цели не соответствует. К примеру, если вы ищете инвесторов для развития бизнеса, нет смысла тратить время на тех, кто не готов и не собирается вкладывать деньги в чужой бизнес. Люди на мероприятиях часто перегружены из-за множества разных событий, поэтому окно возможностей для знакомств не такое большое, как кажется.

Правило №2: Подготовьте самопрезентацию, тщательно выучите и отрепетируйте ее, чтобы при подходящем случае четко понимать, что именно рассказывать о себе другим.

Правило №3: Проявляйте инициативу и активно общайтесь с участниками мероприятия. Нетворкинг — это про заинтересованность и вовлеченность. Вступайте в дискуссии, задавайте вопросы людям вокруг и собирайте контакты для последующего общения и взаимодействия.

Правило №4: Уделяйте внимание собеседникам и не перетягивайте одеяло только на себя. Networking в переводе означает «сеть», «связь», поэтому необходимо выстраивать коммуникацию на обоюдовыгодных условиях.

Правило №5: Постоянно поддерживайте полезные контакты, приобретенные на нетворкингах. Если вы познакомитесь с человеком на конференции и только через полгода напишите ему с просьбой о помощи, то высока вероятность получить отказ.

Правило №6: Развивайте коммуникационные навыки, поскольку малообщительные и неэмоциональные люди не привлекают внимание окружающих. Чтобы улучшить свои способности в общении, можно пройти тренинг по коммуникациям с практикой (например, такой тренинг проводит Moscow Business School), либо прочитать очень полезную книгу «Эффект эмпатии. 7 ключей к сверхъестественной проницательности», Хелен Рисс.

Правило №7: Будьте готовы обмениваться контактами. Лучший вариант — дать свою визитку, которая всегда должна быть под рукой. Главное — не пытаться силой вручить ее. Сначала необходимо расположить человека к себе и только потом ненавязчиво предложить обменяться контактной информацией.

примеры нетворкинга - фото

5 лучших книг по нетворкингу

Если вы хотите более подробно разобраться в теме и научиться устанавливать и развивать полезные связи, мы рекомендуем прочитать 5 лучших книг по нетворкингу:

  1. «Нетворкинг для разведчиков. Как извлечь пользу из любого знакомства» (Авторы: Вавилова Елена и Андрей Безруков). Стоит отметить, что авторами книги являются полковники Службы внешней разведки РФ, которые занимались сбором нелегальных разведданных. В ней говорится, что для достижения поставленных целей крайне важно заводить полезные знакомства и уметь использовать их. Данный труд будет полезен не только бизнесменам и тем, кто активно выстраивает свою карьеру, но и простым людям, поскольку авторы наглядно объясняют, как стать друзьями с абсолютно любым человеком.
  2. «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга» (Авторы: Кейт Феррацци и Тал Рэз). Авторы книги, считающиеся обладателями одной из крупнейших сетей контактов, рассказывают, как общаться открыто и искренне, а также как сделать общение выгодным для обеих сторон.
  3. «Нетворкинг для интровертов» (Автор: Девора Зак). Данный труд рассматривает основные советы нетворкинга с точки зрения человека, который не умеет и не любит общаться, особенно на массовых мероприятиях. Особенность книги — обилие примеров из опыта Д. Зака, которые помогут интроверту подготовиться к общению.
  4. «Из связей — в князи, или Современный нетворкинг по-русски» (Автор: Максим Чернов). Автор книги — эксперт по PR, созданию личного бренда и коммуникациям. В своем труде он, как и Безруков в книге про нетворкинг, охватил основы выстраивания полезных связей, рассматривая их в контексте российской бизнес-среды и специфики национальной ментальности.
  5. «Эффективный нетворкинг. Как прокачать полезные связи для успеха в бизнесе и жизни» (Автор: Алексей Бабушкин). Эта книга подойдет тем, кто только начал разбираться в данной науке. Автор рассматривает основные правила нетворкинга, предлагает стратегии взаимодействия с людьми на мероприятиях и рассказывает о том, как правильно поддерживать бизнес-контакты, чтобы однажды получить реальную выгоду.

Резюме

Говоря простыми словами, нетворкинг— это создание и поддержание сети контактов с разными людьми, которые могут быть полезными для решения различных задач в бизнесе или карьере. Рекомендуем не игнорировать данную науку, поскольку деловые связи имеют огромную ценность. Наладив взаимоотношения с разными людьми, вы всегда сможете найти новых партнеров, сменить место работы, а также получить экспертную помощь и доступ к информации, которая не появится в открытом доступе.

Автор: Роман Савченко
Marketing team lead
Советы и кейсы экспертов рекламного рынка на НРФ
Наши спикеры на конкретных кейсах и личном опыте расскажут, как эффективно управлять важными бизнес-процессами и коммуникациями. Только актуальная информация и современные решения.
13-15 ноября
Москва, Кинотеатр
Каро 11 Октябрь
Читайте также: