Нетворкинг (networking): правила установления полезных связей в бизнесе
Успех любой бизнес-деятельности зависит не только от финансовых показателей, но и наличия деловых связей, предоставляющих дополнительные возможности для развития как самой организации, так и карьеры отдельной персоны.
В этой статье поговорим о том, что такое нетворкинг (networking), как заводить полезные знакомства, а также порекомендуем, какие книги стоит изучить, чтобы разобраться в теме.
Содержание
Что такое нетворкинг простыми словами
Нетворкинг (в переводе с англ. networking) — это процесс установления полезных (выгодных) связей в деловой профессиональной сфере с целью обмена интересными мыслями и новаторскими идеями, а также контактами для последующего взаимовыгодного сотрудничества.
Нетворкинг основан на теории шести рукопожатий, согласно которой каждый из нас опосредованно знаком с любым другим человеком на планете через цепочку общих знакомых, состоящую в среднем из шести человек.
Пример нетворкинга
Рассмотрим самый тривиальный пример нетворкинга. Художник нарисовал арт для компании N. Его увидел представитель компании M и поинтересовался, кто его создал. Организация N дает М контакты художника, и тот получает новый заказ от М, либо начинает с ней тесно сотрудничать.
Польза нетворкинга
Рассмотрим более подробно, чем может быть полезен нетворкинг.
Расширение круга общения
Основная польза нетворкинга — знакомство с ценными экспертами, руководителями компаний, а также другими важными представителями отрасли, которые всегда смогут порекомендовать вашу персону как бизнес-партнера, либо как сотрудника.
Получение доступа к экспертной информации, ресурсам и возможностям
Еще одна польза нетворкинга заключается в том, что он позволяет выстроить общение с теми, кто имеет доступ к закрытой информации, которая будет полезна при планировании и принятии серьезных решений.
Формируя доверительные отношения и налаживая контакты с такими людьми, появляется возможность получить преимущество перед конкурентами и минимизировать возможные риски.
Возможность найти квалифицированных сотрудников в штат
Установление деловых связей помогает и с поиском квалифицированных сотрудников. Согласно практике, подавляющее большинство вакансий закрываются благодаря знакомым, поскольку при подборе персонала их рекомендациям отдается преимущество перед соискателями с различных сайтов.
Получение советов от специалистов с опытом
Познакомившись с экспертом во время нетворкинга, можно напрямую задать ему интересующие вопросы и получить персональные рекомендации и советы из первых рук.
Мотивация к профессиональному росту
Окружение влияет на человека, поэтому выстраивая контакты с успешными людьми, можно научиться у них чему-то новому, перенять опыт и в целом мотивировать себя к развитию.
Виды нетворкинга
Существует несколько видов нетворкинга, объединить которые можно в следующие 3 группы.
По цели общения
В этой группе выделяют 2 вида нетворкинга:
- личный — установление контактов для повседневных целей (например, поиск друзей);
- деловой — поиск контактов для развития компании и обмена бизнес-опытом.
По модели поведения
С точки зрения модели поведения субъектов коммуникации нетворкинг разделяют на:
- позитивный, когда все участники стремятся быть полезными друг для друга и выстраивают крепкие и длительные отношения, основанные не только на личной выгоде;
- негативный, когда человек использует полезные знакомства для достижения исключительно собственных целей и не предлагает что-либо взамен;
- смешанный — это наиболее распространенный подход в профессиональном нетворкинге. Люди действуют по принципу «ты — мне, я — тебе».
По способу общения
К этой группе относятся следующие виды нетворкинга:
- оффлайн — живые знакомства на конференциях, выставках, конкурсах и так далее;
- онлайн — дистанционное общение установление выгодных связей в интернете (например, на форумах или в соцсетях).
Где и как заводить полезные знакомства
Главное правило нетворкинга — активность, поэтому, если вы собираетесь завести полезные знакомства, то необходимо участвовать в различных мероприятиях.
Оффлайн-установление деловых связей
Конечно же, для установления полезных связей лучше всего прибегать к живому общению, посещая следующие площадки:
- профильные конкурсы, форумы, выставки и иные подобные мероприятия, привлекающие множество экспертов из конкретной ниши, которые могут быть полезными. Кстати, многие такие события включают в свою программу специализированные нетворкинг-сессии, тщательно продуманные и организованные;
- коворкинги и другие свободные пространства для работы, где регулярно проводятся мероприятия со свободным входом, на которых можно презентовать свои профессиональные навыки и узнать о других людях;
- обучающие курсы и тренинги, преподавателями и спикерами которых часто выступают руководители и ведущие специалисты крупных компаний. На курсах есть возможность зарекомендовать себя и получить стажировку, а затем — и работу. Чтобы завести знакомства, стоит активно взаимодействовать с ее участниками, проявлять инициативу и качественно выполнять задания.
Онлайн-установление полезных бизнес-связей
Среди онлайн-площадок, где также можно заводить полезные бизнес-знакомства, стоит выделить:
- профессиональные чаты и форумы, а также различные онлайн-платформы, на которых эксперты делятся опытом и заводят знакомства (например, se.guru для SEO-специалистов, вебмастеров и интернет-маркетологов);
- онлайн-конференции и вебинары также подходят для нетворкинг-знакомств, хотя общаться на них сложнее. Специалисты рекомендуют обращать внимание на события, на которых запланированы не только выступления экспертов, но и «круглые столы», открытые обсуждения проблем и так далее;
- профильные сообщества в соцсетях и мессенджерах, являющихся на сегодняшний день аналогами форумов в которых происходят постоянные обсуждения различных тематических вопросов. К примеру, для маркетологов это чат про СММ в России, PPC chat и так далее. Преимуществом нетворкинга на этих платформах является возможность простого получения контактов. Все что нужно чтобы начать диалог — это открыть профиль и написать человеку в «личку».
Правила эффективного нетворкинга
Перед тем как заводить полезные знакомства, стоит запомнить 7 важных правил. Соблюдая их, вы повысите шанс наладить крепкие и долгосрочные отношения с другим человеком.
Правило №1: Определите цель посещения мероприятия и не тратьте время на тех, кто этой цели не соответствует. К примеру, если вы ищете инвесторов для развития бизнеса, нет смысла тратить время на тех, кто не готов и не собирается вкладывать деньги в чужой бизнес. Люди на мероприятиях часто перегружены из-за множества разных событий, поэтому окно возможностей для знакомств не такое большое, как кажется.
Правило №2: Подготовьте самопрезентацию, тщательно выучите и отрепетируйте ее, чтобы при подходящем случае четко понимать, что именно рассказывать о себе другим.
Правило №3: Проявляйте инициативу и активно общайтесь с участниками мероприятия. Нетворкинг — это про заинтересованность и вовлеченность. Вступайте в дискуссии, задавайте вопросы людям вокруг и собирайте контакты для последующего общения и взаимодействия.
Правило №4: Уделяйте внимание собеседникам и не перетягивайте одеяло только на себя. Networking в переводе английского означает «сеть», «связь», поэтому необходимо выстраивать коммуникацию на обоюдовыгодных условиях.
Правило №5: Постоянно поддерживайте полезные контакты, приобретенные на нетворкингах. Если вы познакомитесь с человеком на конференции и только через полгода напишите ему с просьбой о помощи, то высока вероятность получить отказ.
Правило №6: Развивайте коммуникационные навыки, поскольку малообщительные и неэмоциональные люди не привлекают внимание окружающих. Чтобы улучшить свои способности в общении, можно пройти тренинг по коммуникациям с практикой (например, такой тренинг проводит Moscow Business School), либо прочитать очень полезную книгу «Эффект эмпатии. 7 ключей к сверхъестественной проницательности», Хелен Рисс.
Правило №7: Будьте готовы обмениваться контактами во время нетворкинга. Лучший вариант — дать свою визитку, которая всегда должна быть под рукой. Главное — не пытаться силой вручить ее. Сначала необходимо расположить человека к себе и только потом ненавязчиво предложить обменяться контактной информацией.
А это — золотое правило нетворкинга:
«Думайте о том, какую пользу лично вы можете принести собеседнику, и относись к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам!»
5 лучших книг по нетворкингу
Если вы хотите более подробно разобраться в теме и научиться устанавливать и развивать полезные связи, мы рекомендуем прочитать 5 лучших книг по нетворкингу:
- «Нетворкинг для разведчиков. Как извлечь пользу из любого знакомства» (Авторы: Вавилова Елена и Андрей Безруков). Стоит отметить, что авторами книги являются полковники Службы внешней разведки РФ, которые занимались сбором нелегальных разведданных. В ней говорится, что для достижения поставленных целей крайне важно заводить полезные знакомства и уметь использовать их. Данный труд будет полезен не только бизнесменам и тем, кто активно выстраивает свою карьеру, но и простым людям, поскольку авторы наглядно объясняют, как стать друзьями с абсолютно любым человеком.
- «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга» (Авторы: Кейт Феррацци и Тал Рэз). Авторы книги, считающиеся обладателями одной из крупнейших сетей контактов, рассказывают, как общаться открыто и искренне, а также как сделать общение выгодным для обеих сторон.
- «Нетворкинг для интровертов» (Автор: Девора Зак). Данный труд рассматривает основные советы нетворкинга с точки зрения человека, который не умеет и не любит общаться, особенно на массовых мероприятиях. Особенность книги — обилие примеров из опыта Д. Зака, которые помогут интроверту подготовиться к общению.
- «Из связей — в князи, или Современный нетворкинг по-русски» (Автор: Максим Чернов). Автор книги — эксперт по PR, созданию личного бренда и коммуникациям. В своем труде он, как и Безруков в книге про нетворкинг, охватил основы выстраивания полезных связей, рассматривая их в контексте российской бизнес-среды и специфики национальной ментальности.
- «Эффективный нетворкинг. Как прокачать полезные связи для успеха в бизнесе и жизни» (Автор: Алексей Бабушкин). Эта книга подойдет тем, кто только начал разбираться в данной науке. Автор рассматривает основные правила нетворкинга, предлагает стратегии взаимодействия с людьми на мероприятиях и рассказывает о том, как правильно поддерживать бизнес-контакты, чтобы однажды получить реальную выгоду.
Резюме
Говоря простыми словами, нетворкинг— это создание и поддержание сети контактов с разными людьми, которые могут быть полезными для решения различных задач в бизнесе или карьере. Рекомендуем не игнорировать данную науку, поскольку деловые связи имеют огромную ценность. Наладив взаимоотношения с разными людьми, вы всегда сможете найти новых партнеров, сменить место работы, а также получить экспертную помощь и доступ к информации, которая не появится в открытом доступе.